Характерными симптомами заболевания в эти сроки являются: боль — 100%, двигательное беспокойство ребенка — 93,2%, рвота — 48,4%, наличие инвагината в брюшной полости — 72,5%, выделение крови из заднего прохода — 24,2%.
Данные наших наблюдений показывают, что болевой синдром у детей был выражен очень ярко в этой стадии. Клиническая картина, внешний вид, поведение ребенка в эти сроки определялись явлениями «первичного шока» (Тошовский, Вихитил, 1957).
Сильные схваткообразные боли заставляли кричать ребенка, сучить ножками, принимать вынужденное положение, появляется симптом «обезьянки», проявляющийся тем, что ребенок упирается ножками в грудь матери и ползет вверх, не прижимаясь, а отталкиваясь от нее.
Характерным является страдальческое выражение лица во время приступа болей — этот симптом отмечен у 78% больных. Чем младше ребенок, тем степень тяжести болевого синдрома выражена больше. У более старших детей, как правило, редко отмечался классический болевой симптом. На тяжесть болевого синдрома оказывали влияние вид инвагинации и локализация «головки» инвагината. Наиболее ярко клиника заболевания была выражена у больных с подвздошно-ободочной формой внедрения.
Приступ болей в начале заболевания, как правило, бывает кратковременным (5 — 7 мин), после чего внезапно прекращается. Наступает светлый промежуток, и ребенок успокаивается. Через 10 — 20 мин вновь появляются боли, сопровождающиеся резким двигательным беспокойством ребенка.
Возникновение болей связано с ущемлением между цилиндрами инвагината брыжейки тонкого кишечника. Раздражение рецепторов, расположенных в брыжейке и стенке кишки, обусловливает данный симптом.
Схваткообразный характер болей, в свою очередь, связан с периодами усиления перистальтики и ослаблением моторной функции кишечника. Во время приступа болей ребенок бледен, покрывается холодным потом.
В промежутке между болевыми «схватками» в поведении ребенка отмечается настороженность — ожидание нового приступа, а выражение отражает страх перед надвигающейся болью.
Рвота в первой стадии инвагинации наблюдалась у 48,4% больных. Отмечено, что в большинстве случаев рвота в первые 12 ч бывает однократной, что говорит о ее рефлекторном характере на данных сроках. Рвотные массы состояли из принятой накануне пищи. Задержка стула и газов не является характерным симптомом для начальной стадии заболевания.
На данное обстоятельство указывают Г. А. Баиров и др. (1977). По нашим данным, задержка стула и газов наблюдалась лишь у 6,5% больных. Не характерны для первой стадии заболевания такие симптомы, как асимметрия или вздутие живота и напряжение мышц передней брюшной стенки.
Частота проявления симптомов инвагинации кишечника
Частота проявления симптомов инвагинации кишечника в первой стадии заболевания:
1 — боль;
2 — двигательное беспокойство;
3 — рвота;
4 — задержка стула и газов;
5 — асимметрия живота;
6 — вздутие живота;
7 — напряжение мышц передней брюшной стенки;
8 — наличие «опухоли» в брюшной полости;
9 — симптом кишечного кровотечения.
Один из важных симптомов — выделение крови из заднего прохода — выявлен у наших больных в 24,2%.
Иногда это окрашенная кровью слизь, примешанная к калу, которая на ранних сроках заболевания может появляться из участков кишки, расположенных ниже инвагината.
При исследовании ребенка патогномоничным симптомом, на котором основывается диагностика в ранней стадии, является наличие колбасовидной опухоли в брюшной полости, являющийся инвагинатом.
Инвагинат, по нашим данным, определяется в 72,5% случаев и наиболее часто локализуется в области пупка. Инвагиндт представляет собой мягкоэластическое цилиндрическое образование, умеренно подвижное и болезненное. Выявление данного симптома требует подчас от врача большого терпения. При неспокойном поведении ребенка выявить этот симптом не представляется возможным из-за активного напряжения мышц передней брюшной стенки.
Необходимо выждать, когда пройдет приступ болей и ребенок успокоится, после чего провести нежную пальпацию живота или прибегнуть к медикаментозному сну. Вне приступа болей пальпацию живота целесообразно проводить у ребенка, находящегося на руках у матери. У более старших детей залогом успешного осмотра живота является умение входить в контакт с ребенком, что позволяет отвлечь его внимание от проводимой пальпации.
В конце исследования необходимо провести ректальное исследование, которое позволит определить симптом кишечного кровотечения, если оно не появилось самостоятельно: кровь не показывается наружу, надо пойти ей навстречу.
Исследование это надо делать чрезвычайно осторожно — оно даст врачу неопровержимый признак инвагинации — на пальце окажется кровянистая слизь типа «малинового желе».
Почти в половине случаев, по нашим наблюдениям, при пальцевом исследовании прямой кишки при инвагинации ребенок перестает беспокоиться, как бы прислушивается, хотя обычно дети первого года жизни отрицательно реагируют на это исследование (в доступной литературе описания этого симптома мы не встретили).
Признаков общего токсикоза на этих сроках не отмечено ни у одного ребенка. Температура при поступлении была не выше 37,5°, пульс в пределах 120 ударов в 1 мин. Направленное изучение анализов крови в начальной стадии заболевания не выявило существенных изменений.
«Диагностика и лечение инвагинации кишечника у детей»,
В.В.Подкаменев, В.А.Урусов
Для своевременной постановки диагноза важное значение необходимо придавать правильной оценке анамнестических данных. Г. Мондор (1937) писал, что у ребенка с инвагинацией кишечника «диагноз можно поставит по телефону». Это положение может быть приемлемо в случаях типичной клинической картины острой инвагинации, что и позволяет очень часто диагноз поставить на основании данных бесед с родителями. Нередко симптомы кишечного…
Наши наблюдения свидетельствуют, что ранняя госпитализация детей в хирургическое отделение связана, как правило, с осмотром ребенка во время приступа болей и наличия рвоты. При осмотре больного в «светлый» промежуток следует детально и последовательно исследовать живот. Пальпация живота должна проводиться теплыми руками, чтобы избежать активного напряжения мышц передней брюшной стенки и не вызвать испуг у ребенка….
К последним мы относим рентгенологический метод и пальпацию живота под наркозом. Эти методы диагностики дают возможность выявить ведущий признак — наличие инвагината в брюшной полости. Обследование начинаем с обзорной рентгенографии брюшной полости в вертикальном положении ребенка. Хотя обзорная рентгенограмма и не имеет решающего значения, она позволяет определить косвенные признаки заболевания. К последним мы относим отсутствие…
Толстокишечная инвагинация у детей проявляется менее выраженными клиническими признаками, чем при илеоцекальном внедрении. Нами ни у одного ребенка с толстокишечным внедрением не наблюдался «типичный» симптомокомплекс инвагинации. Заболевание начинается кратковременным беспокойством, которое слабо выражено. Приступ болей в животе не вызывает отчетливого двигательного беспокойства. Редко в момент приступа болей появляется рвота. Состояние ребенка особо не страдает. Все…
Случаи возникновения инвагинации кишок на фоне болезни Шенлейн-Геноха описаны Г. А. Баировым и др. (1970), Г. Мондором (1937). В литературе имеются данные о летальных исходах при нераспознанной инвагинации кишок в течение абдоминальной пурпуры. По данным Г. А. Баирова и др. (1970), из 28 детей с болезнью Шенлейн-Геноха у трех диагностирована инвагинация кишечника во время оперативного…