САЙТ О ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ — ЗДОРОВАЯ РОССИЯ»
Главная страница / Пресс-центр / Андрей Фурсенко: существующая система профессионального образования неадекватна современным и будущим потребностям экономики и общества

Андрей Фурсенко: существующая система профессионального образования неадекватна современным и будущим потребностям экономики и общества

12.11.2008

Ключевая проблема российского профессионального образования заключается в неадекватности существующей системы современным и будущим потребностям экономики и общества. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая 11 ноября на заседании комитета Государственной Думы по образованию.

По мнению министра, причины такого разрыва между существующей системой подготовки кадров и внешними вызовами, предъявляемыми к ней, отчасти связаны с хроническим недофинансированием профессионального образования в 90-е годы, которое в свою очередь привело к старению материально-технической и учебно-методической базы, к слабой кадровой обеспеченности вузов. Кроме того, как отметил министр, долгие годы был ослаблен контроль качества в системе профессионального образования, разрушена система переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Андрей Фурсенко рассказал о мерах, принятых в последние годы для решения этих проблем, в частности, о федеральной поддержке учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» за последние три года федеральное финансирование получили 57 вузов страны на общую сумму 30 млрд руб. и 250 учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6,2 млрд руб.

Софинансирование инновационных программ учреждений НПО и СПО со стороны регионов и работодателей превысило объем федеральных средств. «Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере», – отметил министр. Началось формирование сети ресурсных центров по востребованным экономикой направлениям подготовки, закладываются основы для преодоления дефицита кадров. Сегодня, по данным главы Минобрнауки, в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс. человек.

В сфере высшего образования благодаря мероприятиям национального проекта удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки – от нанотехнологий до авиастроения, студенты получили возможность всерьез заниматься наукой. «Реально скачок по оснащенности оборудованием составил на 10–15 лет вперед», – подчеркнул Андрей Фурсенко.

В рамках национального проекта идет становление Сибирского и Южного федеральных университетов, «которые обеспечат эффективное развитие научно-образовательного потенциала этих стратегических территорий». По данным министра, за последние два года на развитие каждого университета израсходовано по 5,3 млрд руб. В целях создания сети аналогичных учебных заведений в других регионах страны сформирован законопроект о федеральных университетах как новом виде высшего учебного заведения. Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой. В соответствии с Указом Президента России разрабатывается программа развития Дальневосточного федерального университета.

Министр также рассказал, что реализация инновационных программ вузов показала широкий интерес университетов к формированию магистерских программ и принятый в конце прошлого года закон об уровнях образования активно реализуется.

По словам Андрея Фурсенко, к концу 2007 года был сформирован правовой фундамент современного профессионального образования – Правительством РФ были приняты новые Типовые положения о вузе, среднем специальном учебном заведении и образовательном учреждении начального профессионального образования. Согласно новым положениям, будет усилена связь образования и практической деятельности, изменена система финансирования образования, увеличен его объем.

Глава Минобрнауки отметил, что объем финансирования высшего профессионального образования в последние годы значительно возрос. Так, если в 2004 году он равнялся 76 млрд руб., то в 2008 году уже составил 263 млрд. При этом «в практику внедряются прозрачные принципы распределения ресурсов: формульное финансирование, конкурсная поддержка лидеров, принцип «деньги в обмен на обязательства», обеспечивая необходимые структурные и институциональные изменения в этой сфере.

Министр рассказал, что в целях совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями была определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года и сейчас ведется работа над прогнозом до 2020 года. «Впервые за многие годы в 2008 году мы увеличили прием на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения и другие востребованные экономикой направления подготовки – в общей сложности на 5%», – рассказал министр, при этом отметив, что за последние 4 года объем государственного заказа на специалистов в области экономики, менеджмента и других невостребованных специальностей сократился на 20%. В целом, по его словам, количество бюджетных мест в расчете на 1000 выпускников школ постоянно растет: в 2004 году было 442 бюджетных места, в 2008 году – 554.

Чтобы стимулировать приток молодых талантливых ученых в высшее образование и науку, как сообщил Андрей Фурсенко, была принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры», общий объем финансирования которой предположительно составит 50 млрд руб.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ активно работает над введением новой системы оплаты труда, стимулирующей повышение качества работы преподавателей. Как отметил Андрей Фурсенко, его ведомство уже имеет опыт внедрения новых систем оплаты труда в школах в рамках комплексных проектов модернизации образования нацпроекта «Образование». По его словам, эти системы успешно вводятся субъектами Российской Федерации и «уже подтвердили свою состоятельность».

«Таким образом, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, принятые Правительством в декабре 2004 года, в основной своей части выполнены», – считает министр.

Что касается дальнейшей работы по совершенствованию системы профессионального образования, то в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи: обеспечить дальнейшее расширение участия работодателей в создании образовательных стандартов, реализовать налоговые стимулы инвестирования в непрерывное образование, продолжить формирование на конкурсной основе сети крупных научно-образовательных комплексов мирового уровня.

Кроме того, как рассказал Андрей Фурсенко, будут внедрены стандарты нового поколения и расширены возможности формирования индивидуальных образовательных программ.

«В результате этих мер профессиональное образование будет целенаправленно формировать человеческий и квалификационный потенциал, необходимый для перехода к инновационной экономике, обеспечит, чтобы каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны», – считает глава ведомства.




Эмоциональные последствия задолженности по кредитам
Считается ли это «хорошим долгом» или «безнадежным долгом», правда в том, что любой долг может вызвать серьезные эмоциональные последствия. Исследования показывают, что многие из нас уже знают: Долг — это гораздо больше, чем деньги. Нахождение в долгах может привести к ряду других эмоциональных и психологических проблем. Среднестатистический американец имеет задолженность по кредитным картам в размере…

Названы победители Всероссийского конкурса «Школа-территория здоровья»
18 ноября 2008 года в рамках Съезда школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение — Здоровая Россия» состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Школа — территория здоровья». С целью обновления содержания и форм оздоровительной работы, привлечения внимания педагогической общественности к вопросам здоровьесбережения проводился Всероссийский конкурс «Школа – территория здоровья». Организаторами конкурса выступили: Министерство образования и…

С 1 сентября 2009 года начальная школа должна перейти на новые стандарты образования
С 1 сентября 2009 года российская начальная школа должна перейти на новые образовательные стандарты. Об этом 7 ноября заявил журналистам Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам, в настоящее время ведется непрерывная работа над новыми образовательными стандартами и «до конца этого года определенные решения должны быть приняты». При этом, как отметил министр,…

На ремонт аварийных школ в 2009 году будет выделено 12,68 миллиарда рублей
Для проведения противоаварийных работ в российских школах на 2009 год в бюджетах субъектов РФ и органов местного самоуправления запланировано 12,68 млрд руб. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ. В соответствии с поручением Президента России Дмитрия Медведева Минобрнауки направило в регионы письмо о предоставлении информации по аварийным школам и по состоянию на 7…

В Калужской области открылся первый в стране молокозавод школьного питания и агрогородок для его сотрудников
В Медынском районе Калужской области состоялась церемония открытия первого в России завода школьного питания, который будет ежедневно перерабатывать свыше 100 тонн молока. Общий объем инвестиций в этот проект составил более 1,5 млрд руб. На предприятии налажен выпуск свыше 30 видов молочной продукции. Кроме того, в эксплуатацию сдали 94 благоустроенные квартиры в коттеджном поселке для специалистов…

 


Всероссийский форум "Школа - территория здоровья"
Все права защищены ©2008-2024.