САЙТ О ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ — ЗДОРОВАЯ РОССИЯ»

Алкогольная потребность

06.10.2011

Алкогольная потребность со всеми ее последствиями является у больных ведущей, главенствующей, делает более понятными и нарушения других, «неалкогольных» форм поведения. Прежде всего это касается деятельностей, требующих длительной и сложной организации, то есть именно тех, что связаны с духовными потребностями, с учебными и профессиональными интересами, которые, как мы знаем, в норме занимают основное место у старших школьников и юношей.

Само развертывание таких форм деятельности становится несовместимым с непреодолимой потребностью в алкоголе. К этому необходимо прибавить и нарушения внимания, мышления, памяти, работоспособности. В результате остаются лишь те потребности, которые могут быть удовлетворены несложными действиями.

Но и этим не ограничиваются последствия перестройки иерархии мотивов и деятельности. Иллюзорно-компенсаторный характер алкогольной деятельности со временем распространяется и на другие, «неалкогольные» деятельности, и чуть ли не любая из них начинает направляться не на реальное достижение тех или иных целей, а, скорее, на имитацию этих достижений.

В итоге такого переформирования перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией.

Это неизбежно приводит к появлению и закреплению определенных установок, способов восприятия действительности, смысловых смещений, которые начинают определять все, в том числе и «неалкогольные» аспекты поведения несовершеннолетних, порождать их специфические для алкоголиков характерологические черты, отношения к себе и окружающему миру.

Из закрепившихся указанных установок обращает на себя внимание стремление быстро удовлетворять потребности при малых затратах усилий; установка на пассивные способы защиты при встречах с трудностями; стремление избегать ответственности за совершаемые поступки; установка довольствоваться временным, не вполне адекватным алкогольной потребности результатом деятельности.

Наблюдения врачей и педагогов неоспоримо свидетельствуют о резко выраженном отрицательном влиянии употребления алкоголя на формирование личности, умственные способности, морально-волевые качества, успеваемость, дисциплину детей и подростков.

В литературе описаны результаты исследований, убедительно иллюстрирующие пагубное влияние алкоголя на успеваемость учащихся.

Влияние алкоголя на успеваемость школьников

Регулярность приема алкоголя Успеваемость, %
очень хорошая удовлетворительная неудовлетворительная
Совсем не пили 45 48 7
Выпивали изредка 35 56 9
Пили ежедневно 27 59 14
Потребляли алкоголь чаще двух раз в день 0 33 67

Эти цифры, как говорится, не требуют комментариев. К сожалению, никто не может предсказать, когда, после какой рюмки появится неудержимая потребность в алкоголе. В какой-то момент клетки организма включают его в свой обмен и с этих пор уже не могут без него обходиться. Так обмен веществ становится ненормальным, а подросток — алкоголиком.

С течением времени дозы спиртных напитков, необходимые для поддержания хорошего самочувствия, растут. Нарастает частота употребления алкоголя, в это же время полностью угасает рвотный рефлекс. Теперь уже уговаривать подростка бросить употребление спиртных напитков бессмысленно, необходимо заставить его лечиться.

«Алкоголь и дети», И.В.Галина




 


Всероссийский форум "Школа - территория здоровья"
Все права защищены ©2008-2024.