ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ — ЗДОРОВАЯ РОССИЯ»

Похититель рассудка и здоровья

Действие алкоголя сказывается своим губительным влиянием на качестве и количестве нашей работы, на нашем здоровье, в том числе и на здоровье нового поколения, на нашей семье и, наконец, на всем нашем быту.

А. В. Луначарский

Известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков: они разжевывали плоды, отжимали их сок в скорлупу кокосовых орехов и через несколько дней получали брагу.

Чистый спирт начали получать впервые в VI — VII веках нашей эры арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570 — 632 годы). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — коран (VII век н. э.).

В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние крайнего опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного — бодрым, тоскующего — веселым...

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет промышленного производства их из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т. п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Картины пьянства можно увидеть на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.

Описание пьянства проникало даже в детскую литературу. Вспомните знаменитую песню пиратов из книги «Остров сокровищ», в которой как припев повторялось: «...И бутылка рома...»

Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди.

Недаром известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал: «Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол — добрая бочка вина».

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Одно время было высказано мнение, будто пьянство является старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси есть пити». Но это клевета на русскую нацию.

Крупный отечественный историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа профессор Н. И. Костомаров (1817 — 1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в древней Руси пили очень мало.

«Демон», «кровь сатаны», «змий», «бич рода человеческого» — вот эпитеты, которые давались вину в далекие времена на Руси.

Тогда говорили:
«Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды. Как вода противится огню, так вино прогоняет умные мысли».

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При царях Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку».

Запрещалось выдавать вино «питухам» (пьяницам), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

С 1894 года продажа водки стала царской монополией. По этому поводу В. И. Ленин писал: «Каких только благ не ждала от нее наша официальная и официозная пресса: и увеличения казенных доходов и улучшения продуктов и уменьшения пьянства! А на деле вместо увеличения доходов до сих пор получилось только удорожание вина, запутанность бюджета... Вместо уменьшения пьянства — увеличение числа мест тайной продажи вина, увеличение полицейских доходов с этих мест, открытие винных лавок вопреки воле населения, ходатайствующего о противном, усиление пьянства на улицах».


«Алкоголь и дети», И.В.Галина



Картина беспросветной жизни и пьянства
Очень хорошо отражена картина беспросветной жизни и пьянства трудящихся в романе А. М. Горького «Мать»: «Одинокие искры неумелой, бессильной мысли едва мерцали в скудном однообразии дней... Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармошках, пела ...
 


Всероссийский форум "Школа - территория здоровья"
Все права защищены ©2008.